Произведения Азама Атаханова отличает редкая для современного художника одухотворенность. В них есть нечто вневременное и
недосказанное, величавость и целомудренность героев фресок раннего Возрождения. Монументальные работы Азама подобны философским притчам, написанным маслом
на холстах.
Азам Атаханов – живописец в полном смысле этого слова, наделенный незаурядным колористическим даром.
Его работы отличает изысканная полифония красок. Полотна художника, словно традиционные абровые ткани, содержат в себе все переливы цветов радуги, таят
в себе внутренний свет, вспыхивающий вдруг драгоценным огнем. Гармония создана на контрастах цвета, света и тени, внешнего спокойствия и внутреннего напряжения.
В работах преобладает вечернее освещение, навевающее чувство светлой грусти. Колышущиеся блики-тени, мерцающие всполохи света наполняют пространство картин
спокойным мерным ритмом, сродни орнаментальной восточной мелодии.
Млада Хомутова
Государственный музей искусства народов Востока
Живопись Атаханова – это загадочный мир Востока с его яркими красками, палящим солнцем, первозданной красотой природы.
На фоне восточного пейзажа, вневременного, «вечного», возникают торжественные фигуры людей в национальных одеждах. Они величавы и спокойны, их взгляд
погружен в себя. В них есть тайна первообраза, древнее первородное начало, идущее из глубины веков и обращенное в вечность. Они кажутся неотъемлемой частью
пейзажа. Почти ритуальное движение фигур подчинено сложному пластическому ритму.
В пронизанных солнечными потоками композициях происходит точно организованное художественное действие, где нет ничего лишнего и случайного, и каждый предмет
находится на своем, только ему предназначенном месте.
Колорит его полотен праздничный и яркий. Широкие цветовые плоскости и линии, то контрастные, то плавно проникающие друг в друга, он прописывает мелкими
энергичными мазками. Краски, желтые, синие, бирюзовые, фиолетовые, то резко вспыхивают где-то там, на линии горизонта, то тихо гаснут, «сгорая» в лучах жаркого
солнца, и в воздухе повисает зной. Мы словно слышим музыку цвета. Не случайно один из его пейзажей так и называется «Звуки уходящего дня». Контрасты света и тени,
обобщенные формы предметов, медленный, словно застывший ритм происходящего действия придают произведениям Атаханова монументально-декоративное звучание.
Художнику важно передать момент освещения, проследить «путь солнца», которое, осветив дальние холмы, постепенно забирает все пространство холста в свой
ослепительный круг.
Тамара Дмитрохина
Российская академия художеств